Отчет
о работе секции учителей истории и обществознания (формат конференции и «круглого стола») по теме:
«Новая концепция исторического образования и проблемы ее реализации»
в рамках Х регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок
(25 августа 2014 года).
Адрес проведения: Томск, ул. Пирогова, 10, ТОИПКРО, ауд.331
В работе секции учителей истории и обществознания принимал участие 31 человек, в основном учителя истории и обществознания г. Томска.
Основные направления работы:
- содержание исторического образования: культурно-национальный аспект, периодизация, новые оценки исторических событий;
- методы и технологии обучения в реализации содержания Историко-культурного стандарта в условиях ФГОС.
Работу секции открыл ректор ТОИПКРО, к.ф.н., Ануфриев Сергей Иосифович, который поздравил присутствующих учителей истории и обществознания с началом нового учебного года и представил материалы к юбилейным датам Томской области.
В рамках основных направлений конференции были заслушаны и обсуждены сообщения:
- доцента кафедры гуманитарного образования Некрасовой Людмилы Ивановны по теме: «Новая концепция исторического образования: периодизация, новые подходы, новые понятия». Некрасова Л.И. дала краткую характеристику основным документам, на основании которых строится сегодня обучение истории: ФГОС и Историко-культурный стандарт (ИКС), остановилась на их взаимодействии. На примере темы «Великая российская революция», показала, что в ИКС появились новые понятия, новые оценки важнейших событий истории России, с которыми учитель истории должен быть ознакомлен. Учителям истории был представлен электронный адрес, на котором размещены лекции ведущих историков России по важнейшим проблемам истории России. (Сайт «История России». Электронный адрес: http://histrf.ru/ru/lectorium/card/kliuchievyie-momienty-grazhdanskoi-voiny-1-ia-liektsiia )
- учителя истории и обществознания (директора) МАОУ «Гимназии №18» г. Томска Герасимовой Ольги Николаевны по теме: «СССР в период перестройки, распад СССР: новые подходы в периодизации, оценка». Ольга Николаевна изложила позицию Шубина А.В., д.и.н., руководителя Центра изучения истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН по одному из сложнейших вопросов истории: «СССР в период перестройки, распад СССР: новые подходы в периодизации, оценка». Сообщение вызвало большой интерес участников.
- Мурзиной Марины Николаевны, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ №15 им. Г.Е.Николаевой» г. Томска по теме: «Блочно-модульная технология в реализации ИКС». Марина Николаевна показала преимущества этой технологии, позволяющей добиваться реализации требований ФГОС и ИКС.
- Дрогайцевой Натальи Владимировны, учителя истории и обществознания МАОУ «Лицей № 8» г. Томска по теме: «УМК по истории «Сферы» в реализации ИКС». В сообщении Наталья Владимировна представила свой опыт апробации УМК «Сферы» издательства «Просвещение» по истории.
- Найбороденко Любови Максимовны, доцента ТОИПКРО, которая представила опыт использования местного материала учителями-краеведами, а также познакомила с новинками литературы по краеведению (истории Томска).
- Воробьёвой Валентины Петровны, учителя истории МБОУ «Первомайская СОШ» по теме: «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ОО». В сообщении был представлен богатый опыт организации внеклассных воспитательных мероприятий в Первомайской СОШ.
Острую дискуссию вызвала проблема «Подготовка к сдаче ЕГЭ по истории в соответствии с требованиями ИКС: проблемы и методы их решения».
По данному вопросу изложили свои позиции О.А. Маршанских, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №40» г. Томска, Коняева Т. В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ п.Кисловка» Томского района, Лихачев С. А., учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №7» г. Томска и другие. Поставлены проблемы:
- Единообразия ЕГЭ и ОГЭ;
- Введение в ЕГЭ и ОГЭ незначительного (второстепенного) исторического материала, который отсутствует в учебниках истории и др.
Выступающие пришли к мнению, что проблема ЕГЭ не решается, и возложили надежды, что с введением ИКС требования к тестовой работе будут более конкретными.
Кроме выступлений по двум основным направлениям было заслушано сообщение Горобца Игоря Сергеевича, учителя истории и обществознания МБОУ «Корниловской СОШ» Томского района, учителя года Томской области (2014 г.), который был участником Всероссийского съезда учителей в г. С-Петербурге (июнь 2014 г.). И.С. Горобец поделился впечатлениями о съезде.
Доцент кафедры ГО ТОИПКРО Некрасова Л.И.
|